Храм Преображения Господня

Взгляд со стороны

bezymyannyjВ советский период в столице Республики Алтай не было ни одного православного храма. Первый – Преображенский – начали строить только в сентябре 1988 года. А чуть больше чем через год, 24 октября 1989 года, в нем уже служили первую литургию, а великое освящение храма состоялось в 1991 году.

 

Начало
С 1988 года и начинает свой отсчет служения в Горно-Алтайске протоиерей Ростислав Кирашук, первый священнослужитель за долгие годы советского безбожия. С его приездом в алтайскую столицу многие жители, кому сейчас за тридцать и старше, можно сказать, впервые смогли увидеть живого православного священника –  не в кино и не по телевизору, как было раньше, а наяву. И не только увидеть, а даже поговорить с ним, остановив его на улице, или  тет-а-тет в храме на исповеди. Именно с его приездом в этом отдаленном  уголке России вновь стало восстанавливаться Православие, которое принесли сюда в XIX веке крестивший первого алтайца Элеску архимандрит Макарий (Глухарев) и его последователи.
За эти без малого  тридцать лет не счесть, скольких  людей отец Ростислав привел  к Богу. Хотя нельзя сказать, что все сразу складывалось легко и просто. В первое время, когда некоторые представители советского воспитания видели священника на улице, то не стеснялись крикнуть вслед что-нибудь обидное, ведь атеизм и в этих местах дал весьма обильные всходы.
Со строительством храма на улице Матросова тоже не все шло гладко.

– Когда в 1988 году начали строить храм, то было противодействие, даже в газетах писали (а там недалеко школа), мол, как это возможно, чтобы рядом со школой был храм, – вспоминает отец Ростислав. –  Говорили, идите и стройтесь на кладбище (это старое кладбище, где был Успенский храм). А место-то на горе расположено, бабушкам туда не подняться и не спуститься, и туда ни автобусы, ни другой транспорт не ходят. Одна наша прихожанка даже ездила в Москву, к Куроедову (был там такой чиновник по делам религии), и тогда только разрешили строить. Вот так отстояли мы это место. Поэтому у нас тесновато – обжитой район. Сначала купили две усадьбы, построили храм, потом докупили еще одну усадьбу – возвели крестильный храм, потом еще одну купили для наших помещений…

Отец Ростислав, когда Вы приехали, здесь еще ничего не было. Как складывался приход?
– Здесь была небольшая общинка бабушек, которые ютились в простом доме; они еще с монахинями общались, ведь рядом было село Казыладер, где находился  Никольский женский монастырь. И когда его закрыли, некоторые  монахини жили здесь, в городе, и вокруг них сформировалась община. Люди собирались по праздникам, субботам и воскресеньям, что могли делать без священника, делали. Пели, читали, молились. Была тут такая Валентина Петровна Суртаева, которая была у них за псаломщика. И когда я приехал, то таких проблем, что петь некому или читать, у меня не возникло. Какие-то иконы с порушенных храмов у них старинные сохранились.

А сколько до советского периода было храмов в Улале?
– Спасский, Успенский, еще был домовый храм Иннокентия Иркутского и часовня.
А сейчас сколько?
– Сейчас тоже получается  три храма и часовня: Преображенский, Покровский (маленький), Макарьевский и часовня святителя Николая на автовокзале.
Много народу было, когда Ваш храм был единственным?
– Мне запомнилось, как в один воскресный день было 129 крещений! И дети, и взрослые, и старики. Даже сейчас еще взрослые на крещение приходят, иногда бывает и в 80, и в 90 лет.

Храм
2Показывая свой белокаменнный храм с колокольней, которую тоже построили сразу, батюшка  сокрушается: в следующем году надо уже красить – закоптилось все от свечей. Говорит, каждый год все внутри –  и потолок и стены – приходится мыть. Хорошо еще, что в прошлом году газ подключили, хоть проблем с кочегарами не стало, а то ведь все эти годы углем топили.

А газ-то ведь тоже ныне недешевый, – спрашиваю.
– Зимой в пределах 50 тысяч в месяц надо отдать, да и другие расходы…
И зарплата еще… сколько у вас священников?
– Три священника, да диакон.
Да хор еще?
– У нас в хоре только две единицы штатные – регент и помощница ее. По будням они поют, да еще бабушки, а по воскресеньям и праздничным дням собирается хор.
Прихожан много?
– Люди ходят одни и те же, все знакомые. Хотя конечно приход пополняется, тех, с которыми я начинал, практически никого не осталось, все уже отошли… Правда, одна монахиня Василиса еще есть; когда храм строился, она была как староста здесь.
А сколько ей сейчас?
– Однако девяносто третий…
И ходит?
– Сама ходить уже не может, но по воскресеньям сын ее привозит и в храм приводит. У нас мужчин много. Родственники моей матушки (в Кемеровской епархии служат), когда к нам приезжают, удивляются: сколько у вас мужчин! Человек 20-30 мужчин разных возрастов набирается, но сильно пожилых-то, дедушек, нет. Причащается много.

Матушка за ящиком подсказывает, что вчера (в воскресенье) причащалось 50 человек – как детей, так и взрослых.
– В среднем по воскресеньям до 100 человек приходит, – дополняет отец Ростислав.
Вы своих по лицам уже, наверное, знаете?
– И по лицам, и по имени, – смеется батюшка.
Я слышала, что многих Вы благословили в священники?
– Когда у нас был один храм, то все сюда шли. Вот у нас здесь и отец Георгий был, сейчас он секретарь епархии, и отец Сергий Башкатов, и игумен Макарий, он здесь учился в ветеринарном техникуме и ходить начинал в наш храм.
В 1994 году на территории  храма была построена еще  церковь во имя преподобного Серафима Саровского. В дни нашего приезда в ней  шел ремонт –  убирали печки, так как в связи с подведением  газа необходимость в них отпала, стелили на полу плитку.

 
Школа
3А обучаете население? – продолжаю задавать вопросы  отцу настоятелю.
– Да, у нас есть воскресная школа для взрослых и детей, с 1 октября начинаем учебный год. По пятницам и субботам проводим для тех, кто собирается креститься, огласительные беседы.
Об этой воскресной школе надо сказать отдельно. Появилась она на территории храма около десяти лет назад. Это очень добротное двухэтажное кирпичное здание, построенное на средства и силами одного благотворителя в память о сыне Алексее и его невесте Нине, погибших в автомобильной катастрофе 5 марта 2005 года. Как нам рассказали, эти молодые люди собирались пожениться и ехали к родителям жениха знакомиться, но роковая случайность изменила все… Теперь табличка с их именами и датой смерти висит на стене школы рядом со входом, поэтому каждый, кто приходит сюда – умеющий читать ребенок или взрослый – могут почтить их память, помолиться о них, зайти в храм поставить свечку. И батюшки молятся о них постоянно.
Сегодня в воскресной школе работают разные кружки по интересам: кто-то камешки расписывает, кто-то плетет, рисует, вяжет. А преподаватели все из прихожан. Как обычно, особой популярностью пользуется кружок «Умелые ручки», поэтому собрана уже довольно приличная коллекция из поделок – лучшие работы.

По будням в воскресной школе располагается еще и свой детский садик для детей сотрудников – дом причта тут же, в церковной ограде. По желанию, посещать его могут и дети прихожан, сюда же приходят и школьники после занятий. И со всеми занимается воспитатель. Внуки отца Ростислава тоже посещают этот по-домашнему уютный детский сад, кое с кем из них нам даже удалось познакомиться – один, как и дед, Ростислав,  от дочери Кати, которая работает в епархии бухгалтером, трое – дети Кристины.
 
Семья
4За долгие годы у отца Ростислава не только сложилась большая семья из людей, которых он окрестил, из священников, которые по его духовному наставлению выбрали путь церковного служения, но и выросла своя собственная семья, в которой шестеро детей и одиннадцать внуков. Неженатых сегодня только двое – восемнадцатилетняя дочка-студентка Ольга да сын-школьник Николай. Когда в 1988 году приехал в Горно-Алтайск, то детей было только двое – дочери Кристина и Екатерина, стало быть, родившихся здесь четверых можно смело назвать коренными горноалтайцами. Хотя сам отец Ростислав и его матушка Людмила родились за тридевять земель отсюда, на Украине, неподалеку от Почаевской Лавры, в Тернопольской области.

– У меня еще мама там живая. Считаю своим долгом туда ездить, каждый год лавру посещаем. Теперь, когда туда ездим, то сначала заезжаем к сыну, у него недельки две побудем, а потом едем на недельки две к маме, – с улыбкой рассказывает отец Ростислав.
Но тут в его рассказ надо внести небольшое разъяснение. Его третий сын ныне проживает в Козельске, что рядом с Оптиной пустынью. Он и сноха – иконописцы, а туда перебрались после окончания Тобольской семинарии, как замечает батюшка, поближе к сватам. Вот и приходится по пути на родину теперь делать такую приятную остановку для свидания с родными, ведь  внуков там уже четверо.
– А жена тоже из Тернопольской области, из такой деревни, которая прославилась тем, что половина ее уроженцев – священники, – продолжает рассказ отец Ростислав. –  Залесцы, может быть, слышали? В те (советские – прим. автора) времена оттуда 200 священников вышли, а сейчас-то пошли и дети, и внуки, они живут по всей России. Вот протопресвитер Матфей Стаднюк – из  этой деревни, владыка Сергий Тернопольский и Каменецкий тоже оттуда, и в Бийске архимандрит Ермоген… В те годы в Залесцах был настоятелем архимандрит Савва, из лаврских монахов. У него был такой дар, что он умел молодежь привлекать, хотя тогда было это нелегко.
Это в тяжелые хрущевские времена было?
– В 60-е и 70-е годы. У моей матушки есть три брата, и все они священники. Один служит  в Белово Кемеровской области – протоиерей Петр Гутович, рядом с Белово служит протоиерей Николай, в Ленинске-Кузнецком служит архимандрит Николай. Мы приехали к отцу Петру в 1982 году после армии.
Желание стать священником, по словам отца Ростислава, было у него, наверное, как только родился, и самая главная мечта на всю жизнь одна – служить Богу. Еще подростком каждую субботу ходил в соседнюю деревню, где жила бабушка, в храм. Три километра туда и три обратно, там начал пономарить, читать на клиросе. Вспоминает, как каким-то непостижимым промыслом выучил церковнославянские буквы по Служебнику, невесть откуда взявшемуся в старом отцовском сундуке с инструментами, что находился на чердаке.
– И потихонечку по нему я сам научился читать. Подсказать некому было, но что в церкви услышишь, потом там найдешь и уже складываешь, там же, по титлам. Детские игры у меня были такие, что я играл в священника, гусей пас и пел. Говорили, Славик уже служит (смеется). Такая мечта у меня с самого детства, а как она появилась, не знаю.
В роду были священники?
– Нет, родители – простые колхозники. Отец, может быть, на Пасху да на Рождество в храм ходил, он шоферил всю жизнь, мама почаще, но в колхозе работали с утра до вечера, когда там…

Сегодня собрать большую  семью  отца Ростислава вместе вряд ли удастся. Вот и мы, напросившись к батюшке в гости, застали дома из всех  детей только двоих: самого младшего сына  – шестиклассника Колю и самую старшую дочь Кристину с мужем, отцом Вадимом, который служит вместе с тестем в Преображенском храме, и их недавно родившегося, кстати, на праздник Преображения Господня, четвертого ребенка – дочку Александру.
:
Ну и, конечно, замечательную матушку Людмилу. С первого взгляда на нее – веселую, красивую, моложавую – становится понятно: для отца Ростислава это очень надежный тыл, что очень важно в жизни православного священника, где все расписано по минутам. В их уютном доме есть особое место – настоящая молельная комната, где отец Ростислав может посидеть, подумать, помолиться в уединении, и даже, если есть в том необходимость, принять исповедь у своих близких, побеседовать. И в этом устроении тоже чувствуется рука его надежной супруги.  Похоже, не только батюшка, но и вся их большая дружная семья не представляют свою жизнь без мамы и бабушки. В их счастливом доме ни на один день не прекращается звон детских голосов, где на смену детям приходят внуки, и с каждым годом их становится все больше.

– У нас внуки рядом в школу ходят, с восьми утра приходят к нам, сейчас одного забрала, другая приедет, потом Коля на уроки пойдет, – с улыбкой рассказывает матушка.
Из ее рассказа сразу вырисовывается образ столичной алтайской школы, где, по всей видимости, очень много учащихся, раз учатся в три смены: кто-то начинает в восемь утра, кто-то – в одиннадцать, кто-то, вот как младший сын Коля, – с двух часов дня. Поэтому у матушки всегда наготове горячий обед.

Вот и нам повезло –  мы попали не только на восхитительную картофельную запеканку с мясом, но и на нежнейший медовый торт, который матушка подала к чаю. Разумеется, уехать после того, как попробовал такое лакомство, и не записать рецепт было бы непростительно. И пока мы чаевали, матушка Людмила изобразила на бумаге все, что нужно, особо подчеркнув, что делается этот торт очень быстро и просто. Предлагаем попробовать испечь, очень вкусно!

Медовый торт от  матушки Людмилы
1 ст. сахара, 2ст. ложки меда, 100 гр. сливочного масла, 2 яйца – все это надо разогреть на водяной бане. Когда все прогреется, добавить 2 ч. ложки соды (гашеной уксусом), 2 стакана муки, все перемешать и снять с огня. Добавить еще муки, чтобы можно было раскатывать. Раскатываем тесто колбаской, нарезаем на 8 кусков, каждому придаем форму тонкой лепешки, и ставим выпекать. Крем – сметанный (взбиваем сметану  с сахаром).
Анна ПАНИНА,
Фото Сергея ПЕТРОВА
Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»

(31)

Перейти к верхней панели